«Брега Тавриды» — не только литера­турное издание. Но прежде всего это журнал для интеллектуалов, для ищущих истину Красоты, Справедливости, Блага, истину на­шего прошлого и будущего.

Анатолий Домбровский.

Журналу «Брега Тавриды» 10 лет.

К 25-летию со дня выхода первого номера (1991-2016)

Толчком, причиной к созданию новой писательской организации в Крыму в перестроечные времена послужил прецедент, случившийся в Киеве в 1990 году на Внеочередном съезде Союза писателей Украины (ныне Национальный Союз писателей Украины) в Киеве, где выступление председателя Крымской организации СПУ Анатолия Ивановича Домбровского с главной писательской трибуны Украины, как представителя крымских литераторов, было освистано с криками: «Крым – ганьба!». Делегация крымчан тотчас покинула зал. Вернувшись в Крым, Домбровский – во избежание в дальнейшем неприязненных отношений с НСПУ – призвал своих коллег создать новое, независимое от Киева, Содружество (позже Союз) русских, украинских и белорусских писателей Республики Крым (потом АРК – в связи с образованием крымской автономии) и, конечно, свой журнал – речь шла о будущем издании «Брегов Тавриды». Это был решительный шаг крымских писателей на выживание в условиях надвигавшегося раздела Страны и Единого российского культурного пространства. «Мы, русские, брошены Россией на произвол судьбы, но нам важно сохранить свою культуру, свой язык, живительную связь со своим народом, – объяснял Домбровский свою позицию в интервью газете «Литературная Россия» (М., 06.07.2001). – Кто понимает это, тот поймет и то, почему для нас столь необхо­димо иметь свой журнал: издательское дело на полуост­рове едва тлеет, и, стало быть, писателю труднее выйти к читателю, чем верблюду прой­ти через игольное ушко».
В трудном перестроечном 1991 году, когда в Крыму, как, впрочем, и отовсюду в недавно большой советской стране, прекратили свою работу государственные издательства, перестали выходить книги, когда мастерство и профессионализм литераторов вообще не были востребованы, значимым событием стал для крымских писателей выход в свет первого номера журнала «Брега Тавриды», задуманного и основанного писателем Анатолием Ивановичем Домбровским. Вот как отозвалась тогда об этом известная севастопольская писательница Валентина Фролова: «Для нас, людей пи­шущих, журнал — островок надежды на возрождение культуры. А может ли быть сегодня больший подвиг, чем дать людям надежду? Союз писателей, возглавляемый Домбровским, уце­лел во многом благодаря существованию журнала…».
Первоначальное название журнала «Таврический клуб» было утверждено 20 декабря 1990 года на учредительном съезде Содружества русских, украинских и белорусских писателей Крыма (позже перерегистрирован в Союз) в конференц-зале гостиницы Ялта (куда съехались писательские делегации из Москвы, Минска, Киева), где и был он основан как печатный орган новой писательской организации. Но уже на следующий день главного редактора Домбровского стали мучить сомнения по поводу неславянского происхождения слова «клуб», связанного с разными вариантами его употребления (от шахматного до «римского» клуба), смысл которого шел вразрез с задуманной им концепцией. Ему стали предлагать другие названия: «Таврические беседы», «Полдень», «Славянская тетрадь», причем даже с макетами обложек, – и, в конечном счете, выбор пал на предложенное мной, Галиной Домбровской: «Брега Тавриды» с трехмачтовым корабликом на обложке, обозначающим триединство русских, украинских и белорусских писателей.

Варианты обложек первого номера журнала.

Будучи главным редактором на протяжении почти 11 трудных лет, Анатолий Домбровский опекал свое детище, добиваясь стабильности его выхода в свет ради того, чтобы крымские писатели были услышаны, чтобы могли выйти к читателю со своими произведениями. Впрочем, по замыслу Домбровского, издание должно было представлять на своих страницах не только писателей, но всю крымскую творческую интеллигенцию (на тот момент брошенную властями на произвол судьбы), то есть и литературоведов, критиков, публицистов, ученых филологов, философов, историков, культурологов, архитекторов, археологов, художников. Таким образом, журнальная концепция Домбровского выстроилась в виде рубрик: «Проза», «Поэзия», «Наш Пушкин», «Чеховские чтения», «Культура: факты, проблемы, гипотезы», «История. Философия. Критика», «Мастера крымской палитры», «Зодчие Крыма» и др. Исходя из этой концепции, Анатолий Иванович собрал вокруг журнала талантливых представителей творческих профессий: писателей – это Владислав Бахревский, Владимир Терехов, Станислав Славич, Леонид Панасенко драматург Гарольд Бодыкин, др., ученых из числа преподавателей крымских вузов, докторов и кандидатов наук – Евгений Нечепорук, Феликс Лазарев, Александр Потапенков, Василий Ена, Леонид Белый, Сергей Филимонов, Вадим Кутайсов, других общественных деятелей, которые и составили тогда редколлегию «Брегов Тавриды», статьи которых Вы прочитаете в данном издании [публикуются в хронологическом порядке.

Цель издания журнала, по мысли главного редактора А.И. Домбровского, заключалась в том, чтобы пропагандировать общность истории, судеб и культур русских, украинских и белорусских писателей, а также идеи гуманизма, братства, единения и взаимопонимания славянских народов. Писатель считал, что «идея единения народов Украины, России и Белоруссии живет в сердцах крымчан. Они убеждены, что именно Крыму суждено стать тем золотым звеном, которое соединит братские народы, что отсюда распространится по славянской земле благодать единения, как некогда распространилось Православие <...>. История Украины, Крыма неразрывно связана с историей России...» («Брега Тавриды» – единению славян», газета «Таврида», 25.10.03). «Брега Тавриды» – журнал не развлекательный, серьезный. Предпочтение здесь отдается произведениям, продолжающим пушкинскую литературную традицию. Он таков, потому что таковы литературные устремления писателя Домбровского, который был ярым противником развлекательной литературы. В те годы в газетах появилась даже его статья с характерным названием: «Развлекательная литература превращает общество в стадо, которое мычит о своем вхождении в европейскую цивилизацию…», где он высказал свой взгляд на это явление: «Литература призвана освещать путь, а не морочить людям головы, погружая их во мрак и смрад мистики, насилия и физиологии …».

В 2001 году не стало Анатолия Ивановича. Главным редактором «Брегов» писательская организация избрала Галину Домбровскую, жену и соратницу писателя по работе, которая продолжила выпуск журнала, руководствуясь идеями и традициями, заложенными основателем. Это стало возможным благодаря поддержке единомышленников: В.Бахревского – заместителя главного редактора, всегдашнего связного с российскими коллегами, В.Терехова – председателя нашего Союза писателей, продолжающего дело Домбровского с 2005 по 2016 гг., и кругу талантливых авторов, привлеченных к сотрудничеству со дня основания. Отыне «Брега Тавриды», как и прежде, дает читателям эмоциональную и интеллектуальную информацию, прививает им любовь к полуострову, литературе и культуре народов, населяющих его в прошлом и настоящем, к истории, философии, искусству, приучает к мысли, что Крым является уникальным полиэтническим образованием, прочно вписанным в контекст евразийской культуры. Многие известные писатели стран СНГ считают за честь в нем опубликоваться.

«Злободневность, своевременность, несгибаемость позиции «Брегов Тавриды» – в самом существовании журнала», – напишет в своей статье Владислав Бахревский. С каждым годом растет его культурный и интеллектуальный рейтинг. Об этом свидетельствуют и отзывы прессы, читателей, подписчиков, которыми он востребован в республиканской, городских, районных и сельских библиотеках, т.е. в глубинке, особенно любим и популярен среди библиотечных работников и среди школьных учителей, лишенных в условиях Украины, на постсоветском пространстве, русскоязычной литературы. И вот, например, строки из письма учителя русского языка и литературы Почетненской школы Красногвардейского района Людмилы Терентьевой: «Начиная с 1997 года, наша школа и библиотека ежегодно подписываются на Ваш журнал. Своим ученикам-старшеклассникам я тоже рекомендую его читать, приношу на уроки, и особенно интересные номера откладываю для внеклассного чтения. Ваш журнал – наш первый помощник! Спасибо Вам за чудесные рубрики «Проза», «Поэзия», «Наш Пушкин», «Чеховские чтения». Необыкновенно интересные – «Мастера крымской палитры», «Время, автор и книга», «Архивные поиски и находки». Я сама выписываю Ваш журнал и коллегам рекомендую. Спасибо, что Вы есть и что в такое трудновыживаемое время Вы издаетесь!». А читательница из Армянска Анна Александрова посвятила очередному юбилею свое четверостишие: «Пятнадцать лет – немного и немало, / Но сколько нам блистательных имен / Представлено страницами журнала! / Для многих стал настольной книгой он!..». Всегда высоко оценивала журнал и крымская пресса, для этого достаточно перечислить заголовки обзорных авторских статей о «Брегах Тавриды»: «Под алыми парусами в штормовое десятилетие», «Брега Тавриды» – единению славян», «Крымская война – и мир «Брегов Тавриды», «Не элитный, но добротный», «Каждый номер – пульсирующее сердце», «Не все в этом мире темно, не все живет коммерцией», «Служенье, а не самовыраженье», «Без глянца – но для сердца и ума», «Разнотравье прозы и стихов», «Убежище чувствительного сердца», «Вне политических бурь и страстей»…

Некоторые отзывы хочется все-таки процитировать: «Разнообразный, многоплановый, журнал «Брега Тавриды» обретает известность не только на полуострове, но и за его пределами – в странах СНГ <...>. Журнал замечателен тем, что на его страницах прекрасно уживаются различные идеологии и литературные направления, авторы украинские, российские, белорусские» («Крымские известия», 16.02.05). «Прекрасны ль вы, «Брега Тавриды»? – заголовок в «Крымских известиях» (18.08.05) и в тексте статьи ответ на вопрос: «Журнал просто приличный и заслуживает уважения хотя бы потому, что не подвержен соблазну модерна, свято предан литературной традиции. А такие постоянные рубрики, как «Наш Пушкин», «Чеховские чтения», «История. Философия. Критика», «Архивные поиски и находки» сделали бы честь любому столичному изданию, несмотря на то, что авторы материалов этих разделов – наши земляки. Зато прозаики и поэты – не только местные, но и из разных регионов СНГ, что тоже любопытно, ибо расширяет картину литературной жизни <...>. Журнал «Брега Тавриды», пожалуй, самая солидная трибуна крымских писателей, ученых, открытая для творческих людей из других регионов. Тот, кто противостоит скатыванию нашего социума к варваризации, найдет вполне культурное отдохновение на страницах этого издания». «Брега Тавриды» – не только информативный журнал, он еще и дает читателю возможность отдохнуть и главное подумать сердцем» («Возможность думать сердцем», «Крымские известия», 16.07.04). «...Брега Тавриды» опубликовал много интересного, способного дать отдохновение истерзанной выборными страстями душе. Читая его, лишний раз убеждаешься, что над текучей поземкой социальных подвижек всегда остается незыблемым и вечно притягательным поиск гармонии – в художественном ли слове, в литературоведческом изыскании или в философском размышлении» («Крымские известия», 16.02.05). И в самом деле «Брега Тавриды» – журнал для мыслящих людей. Благодаря талантливым авторам – он представляет культурный срез современного общества, продолжает традиции наших великих предшественников, донесших до нас истинные ценности. И, несмотря на то, что выходит в Крыму, ориентируется не только на крымских авторов, но широко предоставляет свои страницы лучшим литературным силам Украины, России, Белоруссии.

В последнее десятилетие на страницах издания впервые увидели свет новые произведения известных крымских писателей-прозаиков С.Славича, Н.Славина, В.Терехова, (ныне уже почивших), А.Николина, Н.Кузнецова, В.Ермолиной, Э.Мешковой, др.; поэтов – В.Коробова, Т.Егоровой, О.Дубинянской, П.Макухи, С.Савинова, В.Куликова, пушкиниста А.Маленко, чеховедов – Г.Шалюгина, А.Головачевой, Н.Ничипорук, публицистов и литературоведов – Т.Барской, М.Земляниченко, Л.Касьяненко, М.Пурима, историков и философов – Л.Белого, Ф.Лазарева, А.Потапенкова, С.Филимонова. Появились новые имена талантливых литераторов, которыми журнал гордится, вот самые заметные из них – Л.Василенко, В.Грачев, Т.Дрокина, Г.Кондрюкова, Р.Максимова, В.Мухин, В.Норченко, Г.Скворцова, В.Смирнов-Шумилов, Л.Русина, Т.Шорохова, С.Юхин, Г.Яковлева.

Много внимания журнал уделяет пропаганде творчества классиков и выдающихся деятелей литературы и культуры, в частности, публиковались исследования о В.Набокове, Ф.Достоевском, М. Зощенко, С.Руданском, А.Ахматовой, А.Грине, С.Есенине, Л.Толстом, М.Волошине, Ю.Кузнецове, Б.Ахмадулиной, об основателе писательской организации в Крыму П.Павленко, А.Домбровском, В.Бахревском, М.Глушко, А.Лесине, Л.Кондрашенко, В.Орлове, В.Терехове, С.Ягуповой, Л.Панасенко, о мастерах искусств – художнике В.Бернадском, С.Бакаеве, П.Вольском, В.Коваленко, В.Цветковой, архитекторе З.Серапионове, скульпторе В.Замеховском, о корифеях крымской сцены – М. Щепкине, А. Добкевиче, М.Цареве, А.Перегонец, А.Новикове, Б.Азарове и др. – всех не перечесть! Публикуются регулярно статьи о национальностях, населяющих полуостров, – об украинцах («Чуткость души и сила духа», В.Гуменюк), о крымчаках («Легенда о расстрелянном народе», М.Пурим), караимах («К истории периодической печати крымских караимов», Н.Яблоновская), эстонцах («Радости и печали крымских эстонцев», Л.Юрьевская), поляках («Поляки в Крыму два века тому назад», В.Навроцкий), крымских татарах («Про крымськотатарську народну пiсню») и т.д.. Выходят специальные тематические выпуски «Брегов», нацеленные на то, чтобы еще в большей мере раскрыть богатый творческий потенциал литераторов, живших и работавших на полуострове: «Крым – творческая мастерская», «Крымские писатели – детям», «Крымская фантастика»; и еще два немаловажных: «Выпуск, посвященный 150-летию со дня рождения А.Чехова» – это, по сути дела, сборник новых статей крымских чеховедов, раскрывающих личность гениального писателя, жившего на полуострове, и, конечно, выпуски, посвященные юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне», в т.ч. документальная повесть крымского писателя А.Черевко, генерала-лейтенанта, участника боевых действий, о маршале Г. Жукове, а также произведения белорусского писателя В.Быкова в переводе на украинский язык, рассказы-были А.Домбровского о крымских чекистах, и статьи и стихи поэтов-крымчан нового поколения о войне.

Наверняка кто-то удивится тому, что в хаосе, грохоте и пыли, поднявшейся от обломков рухнувшей советской цивилизации, творческая энергия полуострова пульсировала наполненно и спокойно, не требуя ни наград, ни гонораров от хваткого рыночного мира. Хотя это крайне несправедливо, что писательский труд не оплачивается, как любой другой. Может, поэтому все чаще ставится знак равенства между зернами и плевелами. Все агрессивнее становится графоман, путая продукцию дамского альбома с его величеством литературой, он все громче кричит о своем якобы бескорыстии, клепая при поддержке невежественных спонсоров книжку за книжкой. Рядовой читатель, не имеющий возможности, как это было когда-то, следить за журнальной периодикой, всегда мог в некоторой степени компенсировать эту потерю, читая «Брега Тавриды», тем более что почти в каждом номере есть произведения, достойные центральных российских изданий...

В 2014 году в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации Союз русских, украинских и белорусских писателей Республики Крым, основанный А.И. Домбровским, вместе с журналом прошли перерегистрацию под юрисдикцию России – теперь наше писательское объединение называется: Региональная общественная организация «Союз писателей Республики Крым» (РОО «СПРК»). Это событие окрылило крымских литераторов, приумножило их творческий потенциал и вселило надежды на поддержку их креативных устремлений в столь близкой сердцу стране, угаснуть которым не позволял на протяжении почти четверти века журнал «Брега Тавриды», рожденный в годы экономической разрухи, полити­ческих боев, падения нравственности и разгула криминалитета, избежавший рыночных соблазнов, продолжавший традиции русской литературы; прожитое время в нем, в прямом смысле слова, отпечаталось всеми жанрами. Кстати сказать, ныне РОО «СПРК» объединяет более сотни известных ли­тераторов, в числе которых доктора и кандидаты наук, многие удостоены звания «заслужен­ный деятель искусств», «заслуженный работник культуры». Учреждена литературная премия имени А.И. Домбровского.. К нам тянется серьезная, талантливая молодежь, круг ав­торов журнала постоянно растет и пополняется список членов писательской организации. Мы надеемся, что когда-нибудь историки и литературоведы смогут реконструировать по страницам нашего издания события минувшего. Как бы там ни было, подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что журнал «Брега Тавриды» состоялся как культурный феномен. За время его существования вышли в свет 139 номеров, и вот в 2016 году он отмечает свой 25-летний юбилей!

Галина ДОМБРОВСКАЯ,

главный редактор журнала «Брега Тавриды,

заслуженный деятель искусств АР Крым,

лауреат Премии АР Крым, член-корреспондент КАН,

лауреат Международной премии им. Сергея Михалкова,

кавалер Медали Леонардо да Винчи

Международного межакадемического союза.